Уклад жизни

Ещё раз о чукчах: у них есть (пока) традиционный уклад жизни и религиозность, передаваемые из поколения в поколение. Именно это дарует чукчам пассионарность — жизненную активность, без которой в тундре не выжить. Такую пассионарность испытали на себе наши незадачливые соплеменники — пензенские сидельцы. Они убедили себя в начале конца света и стойко отсидели в подземелье положенный срок. Ещё интересней восточный феномен, в Японии. Там активность населения поддерживается не религией, а наркотиком! Активная часть населения Японии — трудоголики, а многие считают это сродни наркомании. Наркотик не может родить религию: обрядовость отсутствует, но религиозность налицо, она и обеспечивает пассионарность — («японское чудо»). Уклад жизни трудоголика имеет что-то вроде аромата религии. Из явной аддиктивности можно извлечь пассионарность: почти алхимия. Трансмутации наркотика в религию — это «круто» — восточная мудрость (или хитрость). Наверно это общий принцип, если народ или государство ЕСТЬ, значит можно найти там уклад жизни, ставший традицией. Традиции рождают обряды, обычаи и прочие атрибуты религии. Хотя религиозность — желание жить традиционно, вместе, может существовать без явной религии, как у японцев. Может существовать формально, как у китайцев. Может существовать тоталитарно, как, в своё время, в Камбодже. Но заметьте, уклад жизни там один на всех, а не как у нас — разбит по фракциям. Есть у нас: уклад жизни чиновников, милиции, церкви и еще много укладов, вплоть до тюрьмы. Все уклады жизни финансируются народом, а он не знает, куда примкнуть, где искать спасительную религиозность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *