«Культура – это брак человека с Богом»

Наверно так можно выразиться за нашего мыслетворца В.В. Розанова. Такая мысль привела его умирать под стены лавры. А вот что думали наши и зарубежные «избранные интеллигенты» (термин Н.Бердяева) http://www.maximonline.ru/statji/_article/66-religious-quotes/. Наш-то мыслитель лучше! А ТЕ, из списка, — горделивые холостяки, не способные к семейным узам с Богом – с Мудростью народной. Представьте себе, «картина маслом»: на уютном берегу Берингова пролива сидит компания избранных интеллигентов одного из народов Чукотки, распивают «огненную воду». Естественно, они словесно издеваются над глупостью и темнотой своих соплеменников, которые прозябают в браке с культурой выживать в том, родном климате.

И в нашем климате знал я премудрого пескаря, который считал: хорошая лопата должна сама копать, ставил её в сторонке и ждал: вдруг, кто-то сбегает за «клинским». Такая нехитрая позиция соблазняла и самого Розанова: «неприступность церкви (культуры) ненавистна, ему хочется, чтобы она снизошла до человека, освятила его пороки и нужды, освятила ту плоть, от которой отреклась навеки, освятила всю землю, как языческие боги освящали природу пребыванием в ней». Выходит и Василий Васильевич (Розанов) предполагал, что религия обязана сама по себе продуцировать культуру. Так не бывает: брак – это не перманентная свадьба. На свадьбе гуляют, а в браке трудятся в приятнейшем «поте лица своего».

Из афоризмов, упомянутых в начале, мне понравилось признание Д. Николсона: «иногда я молюсь, потому что суеверен, но в Бога, кажется, не верю. Вторая часть предложения подходит для любого и каждого, а начало предложения скомкано в спешке. Актер хотел сказать: иногда я молюсь, всегда одеваюсь по общепринятой моде, разговариваю без бранных слов и так далее. Я, — культурный человек, в общем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *